Садимся за уроки
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садится за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой. Большой проблемой является то, что ребёнок не может «усидеть за уроками», часто отвлекается. В таком случае можно посоветовать следующее:
Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры. Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребёнок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения.
Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без утомительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе прилаживать что-то или чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Режим дня ребёнка не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывают по телевизору или в дом пришли гости.
Ребёнок должен садится за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Дело в том, что у каждого человека, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить чёткий и постоянный порядок расположения предметов на столе, не меняющийся день ото дня.
Полезно вместе с ребёнком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных?
Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путём сравнения сложности заданий, выполненных ранее или выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое.
Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очерёдность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности.
Найдите время обсудить в семье нижеприведённые памятки. И у вас вместе всё получится!
ПАМЯТКИ
«Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
1.
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3.
Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
4.
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
5.
Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
6.
Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями книгами, которые он приносит из школы.
7.
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8.
Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ними записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
9.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10.
В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
«Садимся за уроки»
1.
Садись за уроки всегда в одно и то же время.
2.
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
3.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
4.
Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязнённый лист бумаги.
5.
Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
6.
Убери со стола всё лишнее.
7.
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
8.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
9.
Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
10.
Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит на шею. Открой учебник…
«Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков»
Начните с предмета, который легче даётся ребёнку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поикать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учтите по ней и умножать и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе «до трёх» учите «на шесть» и «на девять».
Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, — и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребёнка находить особенности и закономерности.
Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух. Сначала рассуждайте про одно. Затем принимайтесь за другое происшествие.
О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.
По языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
Успехов и удачи Вам!