Программа воспитания
Целевая творческая программа
«Воспитание гражданина России»
Принята решением
педсовета от 06.05.2003г.
(Протокол №5 от 06.05.2003г.)
Эта программа воспитания включает в себя этапы формирования личности выпускника, подготовки его к жизни, начиная с первого и заканчивая одиннадцатым классом. Данная программа создавалась в результате обобщении, систематизации опыта воспитательной работы классных руководителей МОУ СОШ 45 г. Липецка.
В последнее время стало заметно, что подрастающее поколение испытывает дефицит духовности, морали… Как никогда, потребовалась Хронограмма воспитательной деятельности на основе высокой нравственности, духовности, гуманизма.
Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков самообслуживания, творчества.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержания воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
В программе представлены разнообразные
формы и методы воспитательной работы
. Это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, эстетические беседы, диспуты и дискуссии, встречи с людьми, акции, экскурсии, походы, анализ художественных произведений, конкурс сочинений о проблемах современного образа жизни («Я выбираю жизнь», к примеру), КТД.
В центре всех мероприятий — ситуации, где нравственные ценности выступают в центре как организующие жизнь человека в обществе людей.
Основные идеи:
1. Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи и противостоять злу, не способных к аморальным поступкам, живущих достойно.
2. Содержание программы должно быть подчинено интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка.
3. Содержание программы должно ориентироваться на социальную обстановку.
При составлении программы учитывались
потребности человека
:
— в творческой деятельности по принципу: воспитывает опыт;
— быть здоровым — значит чувствовать себя сильным, способным к саморазвитию; быть здоровым не только телом, но и духом;
— быть в безопасности, приобрести чувство внутренней свободы, быть в гармонии с окружающим миром;
— быть уважаемым человеком, в признании, в необходимом социальном статусе;
— найти смысл жизни, найти самому, своим трудом, своими усилиями;
— познать себя, определить свое признание, самореализоваться в жизни;
-научиться испытывать потребность в жизни по нравственным законам, обогатиться национальным и мировым культурно-этическим опытом.
Педагогические принципы программы
1. Принцип природосообразности
ПРИРОДА СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ВОСПИТАНИЕ.
Не надо бороться с природой ребенка, не надо переделывать
природу, а нужно развивать то, уже есть, при этом
выращивать то, чего пока нет.
2. Принцип целостности
Воспитание и учение – единое целое.
3. Принцип сотрудничества
Общение взрослых и детей должно строиться на отношениях партнерства, уважения, доверия.
4. Деятельностный подход
В деятельности укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.
5. Личностно-ориентированный подход
Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
6. Возрастной подход
Детский возраст младшего школьника — период вступления в новую социальную роль ученика; подростковый возраст — период самоутверждения; юношеский – период самоопределения, поиска ценностей, углубленного и пристального вглядывания в себя.
Программа «Воспитание гражданина России» реализуется в классных коллективах в
условиях воспитательной системы школы, ориентированной
на духовное, нравственной
воспитание средствами коллективных творческих дел
.
Работа по данной программе требует творческого подхода, знания возрастных особенностей и психологии детей, владения различными методами педагогической диагностики, огромной эрудиции и культуры.
Программа потребует, безусловно, коррекции, дополнения, постоянного обновления и обогащения практическими материалами.
Цель программы:
ВОСПИТАНИЕ
нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, готовой строить жизнь, достойную Человека, умеющей быть счастливой, нести счастье людям.
Задачи программы:
1. Формирование ценностно-ориентированный личности;
2. Формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
3. Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности самообразованию.
4. Оказание помощи ученикам в открытии для себя мира, окружающего их, обучение их быть счастливыми в этом мире.
Рекомендуемые диагностики эффективности
воспитательного процесса в контексте программы
«Воспитание гражданина России».
1. Методика «Изучение сплоченности коллектива».
2. Методика «Я — позиция».