Использование традиций народной педагогики и народной культуры как один из факторов, определяющих духовное здоровье подрастающего поколения
Доклад на общешкольном родительском собрании
на тему «Использование традиций народной педагогики и народной культуры как один из факторов, определяющих духовное здоровье подрастающего поколения» заместителя директора по ВР
МБОУ СОШ №45 г. Липецка Курьяновой Т.И.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, —
значит вырастить угрозу для общества
.
Теодор Рузвельт
Характер и нравственное поведение ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фромм
Человек начинается с детства.
Сент — Экзюпери
Цель: создание условий для формирования внутреннего мира ребёнка, благоприятного климата в семье для детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:
расширить представление родителей о значимости духовно-нравственного воспитания.
Воспитательные:
показать ценность духовного богатства человека, воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям, уважение к предкам.
Организационные:
привлечение родителей к участию в мероприятиях, проводимых общеобразовательным учреждением.
Информационные:
познакомить родителей с литературой по духовно- нравственному воспитанию учащихся.
Специальные:
способствовать сплочению родительского коллектива, формировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и учителями, выявление положительного опыта семейного воспитания.
Уважаемые родители! Мы рады встрече с вами в стенах нашей школы. Неслучайно у сегодняшнего нашего разговора было важное предисловие: концерт, посвящённый Дню Матери. Основой, важнейшим фундаментом для человека всегда была и будет семья.
Неслучайно и то, что наша встреча состоялась в рамках месячника «Здоровье». Как вы знаете, в образовательных учреждениях г. Липецка он проходит с 19.11.2012 г. по 19.12.2012 г. В МБОУ СОШ №45 полным ходом идут мероприятия, посвящённые месячнику «Здоровье». Краткий отчёт об уже сделанном вы увидите на экране:
1) товарищеская встреча учителей и учащихся по волейболу;
2) спортивные соревнования по пионерболу в 6-7 классах;
3) соревнования по мини-футболу в 5 классах;
4) викторина по ПДД и ЗОЖ;
5) тематическая выставка в школьной библиотеке;
6) диагностирование вредных привычек
7) участие в Соревновании классов Здоровья и т.д.
Физическое здоровье человека очень важно, но нравственное здоровье, здоровье души, нравственное воспитание являются не менее важными в становлении личности человека. Тема нашего собрания «Использование традиций народной педагогики и народной культуры как один из факторов, определяющих духовное здоровье подрастающего поколения».
В русском языке слово «воспитание» первоначально полностью соответствовало своему прямому значению — питать, вскармливать ребенка, пока он «не встанет на ноги». Воспитание направлено на человека, на личность. Оба слова тесно связаны; слово «человек» содержит два корня — чело (лицо, облик) и век (жизненный путь). Таким образом, человек в понятиях русского языка, — это личность в развитии. Наряду с воспитанием как с процессом, — личность, как продукт этого процесса, становится ключевым понятием, идущим к нам из народной педагогики.
Педагогическая тематика всегда важна, поскольку она обращена к Человеку, к его будущему. Она вынуждает думать, взглянуть на себя со стороны, дабы собственные ошибки не обернулись ошибками наших детей.
Последние десятилетия можно отнести к сложному моменту истории России. Сформировалась особая категория молодых людей, выросших в иной, чем прежде, жизни, социально-экономической и духовной. Многие из них убеждены в том, что «все позволено, все можно», что можно не считаться ни с какими нравственно-этическими принципами и нормами общечеловеческой морали.
Драматизм этого социального явления заключается еще в том, что в сознании молодого поколения деформированы нравственные ценности. Индивидуальное сознание современного молодого человека (его личные убеждения, мотивы и самооценка своих поступков, действий) позволяет ему совершать неблаговидные поступки и вырабатывать свою линию поведения, не считаясь с общепринятыми нормами. Вполне естественно, что у этого современного поколения формируются бессознательные социальные установки общества потребителей, нет целеустремленности к созидательному труду, убежденности в победе добрых начал над силами зла. Новый поворот в истории нашего Отечества, крушение кумиров и идеалов, которым поклонялись старшие, повлекло за собой разрушение преемственности поколений как социальной категории.
На современном этапе реформирования российского общества, когда меняется образ жизни, стиль мышления, когда материальные ценности зачастую преобладают над духовными, необходимо возродить нравственные устои общества ради сохранения цивилизации.
За много веков своего существования наш народ накопил богатый опыт воспитания. Первейшей и основной целью воспитания детей являлась подготовка достойных хранителей огня в родном очаге и продолжателей имени и чести отца, матери.
Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость — черты, которые пестует любой народ в своих детях. Это «киты» народной педагогики.
«Где взрослые — там и дети. Как взрослые — так и дети».
Один из основополагающих принципов народной педагогики —
воспитание реальной жизнью.
Ребенок как член семьи принимает посильное участие во всех делах взрослых.
Общаясь с людьми, природой, участвуя в труде, отдыхе, он приобретает необходимые жизненные навыки, формирует свои человеческие качества. В этом процессе происходит
социализация его личности
, все жизненно важное он приобретает в деятельности.
Воспитание реальной жизнью — это, прежде всего, совместная жизнь детей и взрослых.
Совместная деятельность младших и старших, неопытных и опытных представляет собой естественный процесс объективной реальности, форму и способ народного воспитания.
Существует много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности. Среди них особое место занимает устойчивая традиция культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру,
подобен дереву, которого лишили корней.
Между тем обследование школьников (да и опыт ежедневного общения с нашими учениками) свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов семьи.
Ученые с тревогой обнаружили, что у многих современных детей складывается деформированный, искаженный образ семьи. Правда, тому есть объективные причины, связанные с тем мировым явлением, которое определяется как кризис семьи.
Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу, например, служебной занятости взрослых членов семьи, — причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отрицательно сказывается на формировании образа семьи у детей младшего школьного возраста отсутствие отца как члена семьи и воспитателя. К большому сожалению, количество детей, которые воспитываются в неполных семьях, с каждым годом только увеличивается.
Тем не менее следует отметить, что в последние годы собраны экспериментальные данные, свидетельствующие о достаточно высокой ценности семьи в глазах современных детей. Так, большинство опрошенных младших школьников изъявили желание, когда станут взрослыми, жить в семье.
Психологи отмечают, что семейная атмосфера способствует развитию у ребенка богатой эмоциональной жизни (сопереживания, сочувствия), что представляется важным для становления положительного, «теплого» образа семьи. Как поётся в известной песне:
Дом — это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь —
Радостным, нежным, добрым, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где тебя поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом —
Это твой дом.
Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребенок не терял своих корней, гордился своими родственниками. Через это осуществляется связь поколений. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение:
«Без любви к старым нет любви и к детям»; «Без дедов нет мудрости, без внуков нет радости».
Чем теснее и глубже преемственность поколений, тем лучше для воспитания молодых, для жизни старших и престарелых.
Связь поколений в народной педагогике начинается с родного порога, с почитания родителей. Почитание родителей и уважение к ним основывались на заслуженном авторитете родителей, который складывался из умения строить семью, взаимоотношения в семье, умения заботиться о своих детях и воспитывать их на общечеловеческих ценностях. Народные изречения и пословицы гласят:
«Не позорь своих родителей», «У такого отца и такой матери не может быть плохих детей», «Нам дарит доброта продленье века, а злоба старит злого человека», «Кто прошлым не дорожит, тот и будущего не достоин».
Пословицы складывались на протяжении многих столетий, отражая жизнь, быт, традиции и обычаи народа, которые передаются из одного поколения в другое, как мудрость народа. «В простоте слов, — говорил А.М. Горький, — самая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума, чувства вложено в них на целые книги».
«Всю жизнь день и ночь трудись — труд матери не возместить».
Мать — единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
Любовь, ласку родителей, силу ее воздействия на формирование прекрасной человеческой души в детях ничто на земле не может заменить. В своей воспитательной деятельности народ убедился, что трудно воспитать нравственного человека, если в нем нет чувства любви и уважения к матери.
О роли отца в семье в народе говорится:
«Отец жив — смотри на его поступки, отец умер — помни о его воле»
. Народ много внимания уделял «личному примеру отцов»:
«Для плохого отца наказание — плохой сын».
Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания.
Известно, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице:
«У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая».
Какие требования предъявляет народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?
Прежде всего — создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей.
«В дружной семье благодать, где раздоры — там погибель», «Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полете».
Прежде всего, родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи, должны уважать детей.
Вспоминает женщина: «Мне было лет пять. Шла с матерью, встретила знакомую женщину, та и спрашивает обо мне у матери:
— Это у тебя которая?
— Четвёртая.
— Ну, а какой растёт?
— Ой, да она у меня одна из самых умных и дельных детей.
Разошлись женщины, а я ещё долго шла с поднятой головой».
Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволял старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.
Почитание тех,
кто много лет жил и много звезд видел, как сказал Расул Гамзатов
, всегда было святым законом для младших. Внимание к младшим было главной обязанностью старших. Но в последнее десятилетие этому нанесен заметный ущерб.
Несколько слов о
«бабушкиной педагогике».
Ребёнок и бабушка — это настолько было для нас всех нормой, что когда в одиноких городских квартирах мы этого лишились, не сразу поняли размер утерянного. Можно купить сложные и дорогие игрушки, найти расторопную няню, но как и кому сотворить бабушкин мир?
«Где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодёжи»
, — утверждает пословица. (Пример: А.С. Пушкин, бабушка Мария Алексеевна)
В воспитании ребёнка очень важны традиции. Значимой семейной традицией является, например, забота старших детей в семье о младших: старшие опекают своих младших братьев и сестер, защищают их от обидчиков, вовлекают в разные народные игры, в бытовой труд, берут с собой в лес по ягоды и грибы, учат премудростям рыбалки и т.д. Так народная традиция служит ненавязчивым средством воспитания. (Вспоминается народная сказка «Гуси — лебеди»)
В семье любят петь? Это очень важно. Петь вместе — это не говорить разом. Это вместе думать, чувствовать, мечтать. Петь вместе — это одной семьёй ощущать себя. Нет одиноких среди поющих. Звучит песня, и нет нужды в длинной назидательной проповеди — всё уже сказано и вошло в тебя в лёгком зарифмованном слоге. Песенное воспитание — воспитание чувств — приобщает человека к братству человеческому. (Д.С. Лихачёв, известный русский учёный, исследователь и переводчик древнерусской литературы, вспоминал, как когда-то, будучи мальчиком, он сидел на большом диване рядом с родными людьми и слушал их пение. Это детское впечатление, ощущение надёжности, защищённости прочно вошло в детскую душу).
Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. Уроки жизни, которые даёт семья, обладают огромной воспитательной силой потому, что их дают самые близкие и дорогие ребёнку люди.
В. Чурюмов, старый учитель, вспоминал: «В нашей семье все учились на отлично. Стоило сказать, что я, мол, занимаюсь — и это было свято. Не во всех семьях встретишь такое отношение к ученическому труду… Не стало отца… Мы сплотились около матери. Поучительный урок. Разбили гитлеровцев под Сталинградом. Необычайная радость. Разбитые фашистские войска, теперь уже пленные, третий день плетутся через наше село. У многих немецких солдат жалкий вид. Как мы сами не голодали, но, по просьбе мамы, отрывая от своего скудного пайка, вытаскивали хлеб и делились с ними. Враг он враг, пока с оружием, а здесь пленён».
Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь, но не начинает первым.
Если детей одаривают любовью, они возвращают её.
Если им ничего не дается, им нечего возвращать.
(Росс Кэмпбэлл)
В дополнение к сказанному заметим, что у нашего народа сохраняется и продолжается традиция возложения цветов к братским могилам и другим памятникам Великой Отечественной войны: ее священный смысл дорог и для молодежи, и это уважение передается от поколения к поколению. Появляются новые традиции. Например, проведение акции «Георгиевская ленточка» накануне Дня Победы. И во многих семьях эта традиция поддерживается. А важность патриотического воспитания для молодого поколения переоценить трудно. (Н.Рерих:
«Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины»
).
Весьма важное значение имеет в народе
отношение человека к родным местам.
Можно с уверенностью заключить, что любовь к родным местам — это особое чувство народов, которые живут в тесном контакте с природой. Близкое, взаимно доброе отношение человека и природы породило много ценных личностных качеств у человека. Среди них самым ценным нужно считать бережное отношение к флоре и фауне, являющееся твердой основой для осуществления
экологического воспитания
.
Воспитательную роль природы отмечали многие известные педагоги.
«Зовите меня варваром в педагогике, — писал
К.Д. Ушинский
, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Удивительно эмоционально и точно охарактеризовал великий педагог воспитательную силу природы, формирующую душу молодого человека. А народная мудрость гласит:
«Яблоками насытишь желудок, а берёзой — душу».
Согласитесь, есть разница в воспитании городского и деревенского ребёнка.
Для городского ребёнка утром дверь «щёлк» — уходят родители, как в другую страну. И лишь в вечерних разговорах за ужином, как дальнее эхо, донесутся до него отголоски этого мира.
Городской ребёнок шагнул с тропинки на мокрый от дождя луг: «Нельзя!» Разулся — и по лужам босиком: «Нельзя!» Как красные флажки на охоте, как светофорный окрик: «Нельзя!» А что можно? Слушаться, молчать, не двигаться… Нервную систему деревенских ребятишек истощить трудно, ибо она всегда в контакте с таким мощным аккумулятором, как природа, земля.
Приучение к труду с раннего детства
— это положительная традиция народного воспитания. С трех лет, как правило, малыши вовлекаются в посильный труд, связанный с общими интересами семьи. Раньше на Руси часто брали с собой на работу малышей, даже если они не в состоянии были оказать практическую помощь. При этом родители руководствовались народной мудростью:
«Пусть глаза привыкают к работе».
Ежедневные образцовые примеры и поучительные наставления старших прививают детям уважение к труду и почтительное отношение к труженикам.
Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах:
«Труд кормит, и лень портит», «Сначала сделай, потом говори», «Не суди человека по словам, суди по делу», «Мало говори, больше работай».
В ситуации всеобщего труда воспитывается
нетерпимое отношение к безделью, формируется бережливость, аккуратность
. В народном творчестве высмеиваются ленивые («у ленивого сотни причин», «от лени — баловство, от жадности — воровство»). У нашего народа принято с малых лет приучать мальчиков к «мужскому» труду, девочек — к «женскому». Так, мальчиков приучали к пастьбе скота, охоте, рыболовству, девочек — к обработке шкур, доению домашних животных, шитью одежды, приготовлению пищи и т.д. Создан глубоко осмысленный
педагогический канал
передачи детям примерных трудовых навыков.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях — это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
У крестьянина издревле обожествлялись земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась Богом и хлебом:
«Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, Бог накажет — земля проглотит»
. Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, с её плодами и результатами труда.
Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
А теперь совершим небольшой
экскурс в историю
. Первые идеи народного воспитания были обобщены в произведениях древнерусской культуры. Рассмотрим некоторые из них.
В
«Поучении» киевского князя Владимира Мономаха
много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства и др. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». В повседневной жизни князь наставлял творить добро: «Больного навестите, покойника проводите…», «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в
Библии.
Давайте их вспомним:
-
Поклоняться своему Богу.
-
Почитать родителей.
3. Не лгать, не красть, не произносить ложного свидетельства.
4. Не убивать.
5. Быть милосердными, сострадательными.
6. Не завидовать.
7. Поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали они с тобой.
В XVI веке на Руси появляется
«Домострой»
, в котором регламентировалось отношение человека к Богу, к государству, к окружающим людям. В книге говорится о духовно — нравственных ценностях, которые формируют атмосферу семьи.
Главой семьи является муж, который несет духовную ответственность за всех домочадцев. Помощницей мужу по дому является жена, во всем подчиняющаяся ему.
Время бежало. Россия семимильными шагами шла вперёд, «прорубая окно в Европу». Строились заводы, открывались школы арифметические, медицинские, появлялась новая мода… А что же происходило с нравами?
Император Пётр I написал книгу
«Юности честное зерцало»
.(Где, во-первых, должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, возле них не садиться. У родителей речей перебивать не надлежит, не прекословить. Без спросу не говорить. Когда родители их спросят, то должны они отозваться тотчас и не дерзостно ответить. Никто сам себя много не хвалит и не унижает. Младой отрок должен быть бодрым, трудолюбивым, прилежным. Вы должны следовать этим правилам).
Мы с вами живём в XXI веке — веке информационного общества. Для людей, которым мораль, нравственные нормы, Божественные заповеди не указ, существуют
Гражданский и Уголовный кодекс.
В России всегда существовала традиция в различные исторические периоды определять требования к поведению людей. Я предлагаю вам сейчас определить, какие простые истины были заложены в каждом временном периоде.
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
Как видим, идёт время, а самые важные ценности человеческой жизни во многом остаются неизменными.
Мы уже неоднократно упоминали народное творчество…
Народная педагогика — это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве.
Народное творчество
включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Особое место в народном творчестве занимает
фольклор
(от англ. folk- lore- букв.: народная мудрость) — действенное средство народной педагогики. В сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках отражаются нравы и обычаи, интересы и потребности, желания и воля народов, их стремление воспитать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственно чистыми. Долгими вечерами дети слушали сказки, участвовали в исполнении песен, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок. Пели народные песни, загадывали детям загадки, развивающие ум, сообразительность, воображение. В загадках были обобщены познания, наблюдения людей над окружающей жизнью. Через них дети познают реальную действительность в образной, обобщающей, иносказательной, афористической форме.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду — один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Сказки, как витамины, нужны для формирования духовно здорового человека.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество.
Важнейшей особенностью сказок является — дидактизм, который носит поучительный характер:
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.
Народное творчество, которое зародилось в глубокой древности, является исторической основой всей художественной культуры и источником национальных художественных традиций.
В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать
народные праздники.
В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в познавательной ценности.
Использование народных традиций в семейном воспитании будет проходить успешно, если будут возрождены знания истоков народных традиций и они будут являться одним из основных методов для воспитания будущего семьянина.
Народные игры
— это отражение действительной жизни наших предков. Через игру также формируется духовный мир детей.
В воспитании человека важное место принадлежит
музыке,
она сопровождает его всю жизнь — от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит:
«Человек, который поет, танцует или играет, не совершит зла».
Человек, любя свою культуру, понимает, что и в другой культуре всегда есть ценное и необходимое. Без доброго и уважительного отношения к «чужой» культуре создать цивилизованное общество практически невозможно.
Из поколения в поколение передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями. Умело используя россыпи народной мудрости: пословицы, поговорки, сказки, притчи, былины, приобщали детей к моральным нормам и учили гуманному отношению к людям, к миру.
Важность задач этнокультурного образования трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.
Национальные ценности в духовной сфере — это огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый источник и резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народа. Вот почему сегодня идет активный процесс возрождения и развития фольклора, народно-художественных промыслов и ремесел, традиционной художественной культуры.
Данный воспитательный ресурс используют и педагоги нашего образовательного учреждения.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. И поэтому наша задача сегодня:
— помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
— уважительно относиться к своим древним корням;
— чтить и уважать память предков;
-систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Эти простые истины помогут нам приобщить детей к русским традициям, уважению к предкам. От нас зависит, какими вырастут наши дети, судьба России, ее будущее.
Родителям предлагается определить по 5-ти балльной шкале результат встречи:
1. Полезность встречи.
2. Актуальность проблемы.
3. Атмосферу встречи.